О речных школах

Обновлено: 24 Ноябрь 2014 Просмотров: 1560

Проведение Речных школ является составной частью программы экологического образования детей и подростков, реализуемой в последние годы Союзом юных экологов Саратовской области наряду с Лесными школами.

Своеобразие Речных школ состоит в том, что они проводятся в форме многодневных туристских походов-экспедиций по малым рекам области на различных типах туристских судов (байдарках, надувных судах, катамаранах). В этих экспедициях реализуется большая научно-исследовательская программа, привязанная к специфике обследования водных объектов – гидрология, флора и фауна речной поймы, антропогенное воздействие на реку, памятники природы и истории по берегам рек. Необходимым элементом этих школ является спортивная составляющая – длительный, до 10 дней, водный поход дает основательную физическую нагрузку (гребля, обносы препятствий, установка лагеря, каждый раз на новом месте, возможные спасательные работы и т.д.). Кроме того, участники водной экспедиции должны владеть основными приемами техники водного туризма, уметь «читать» водный поток. И, конечно же, водная среда как объект повышенной опасности требует особого внимания к специфическим вопросам техники безопасности на воде.

Речные школы СОЮЗ проводит с 2004 года, через них прошло более 150 ребят из школ Саратова и области. Школы проводились на реках Хопер, Медведица, Большой Иргиз, Терешка.

 

НАШИ РЕКИ

В нашей области – большое разнообразие малых рек по которым можно проводить водные экспедиции эколого-краеведческой направленности. Это и реки Правобережья, наиболее привлекательные в эстетическом плане и по своему биоразнообразию, и реки степного Заволжья, менее живописные, но интересные своей историей и своеобразной флорой и фауной. Как уже сказано, к хорошо освоенным группами СОЮЗА рекам относятся Медведица и Хопер (бассейн Дона), Терешка и Иргиз(бассейн Волги) . Для коротких походов (3-4 дня) вполне пригодны малые реки Заволжья Караман и Саратовка.

Выбор рек для водных экспедиций определяется целями, которые ставит перед собой группа. Это могут быть гидрологические исследования, углубленное изучение флоры и фауны, этнография, паспортизация памятников природы и истории и др. В идеале, если в группе подобран оптимальный состав педагогов, практически все номинации могут быть реализованы в одной экспедиции. Но мы не исключаем и узкоцелевые экспедиции, когда в ущерб километражу группа углубленно изучает памятники истории и культуры, опрашивает местных старожилов. Так, уже не первый год экспедиции Лицея гуманитарных наук собирают по крупицам исторические сведения о реке и ее обитателях с давних времен и до наших дней. Ими подробно обследован верхний Хопер, записаны рассказы местных жителей-старожилов, собраны уникальные исторические раритеты. В 2010 году они установили памятный знак великому русскому баснописцу И.А.Крылову, бывшему гувернером у детей князя Голицына –Прозоровского в конце 18 века в усадьбе Зубрилово.

Ребята из саратовской средней школы №6 и Физико-технического лицея №1 изучали гидрологические характеристики рек, антропогенный фактор, исследовали органолептическими и лабораторными методами химический состав речной воды .

Наиболее универсальна в плане экологии и краеведения река Хопер, которая имеет протяженность в пределах Саратовской области более 300 км.

Эта река имеет полный набор интересных для исследования приоритетов: своеобразная гидрология, искусственные и естественные препятствия. Богатейшая речная пойма, где много работы для ботаников и зоологов. А еще Хопер знаменит историческими памятниками 18-20 веков: имение князя Куракина, усадьба князя Голцына-Прозоровского в селе Зубрилово с великолепным по архитектуре действующим храмом. Кое-что сохранилось от владений Нарышкиных (предков Петра Первого) в Падах и Летяжевке . Интересна история Бековской усадьбы Устинова и райцентра Турки, потрясают красотой храмы в селах Алмазово и Губари. А еще во многих селах Прихоперья есть любовно собранные школьные народные музеи, где бережно сохраняется история.

Река МЕДВЕДИЦА интересна большим своеобразием русла ( сплавляться по этой реке можно от Аткарска до границы Саратовской области и даже до города Жирновска в Волгоградской области). В реке много перекатов, прижимов и даже есть один настоящий порог – в селе Щербиновка. Есть памятник природы – Белое озеро и ряд старинных церквей, в том числе католических. А еще Медведица интересна для уфологов – знаменитая Медведицкая гряда давно известна как «обитель» шаровых молний и НЛО.

Река ТЕРЕШКА – по ее берегам немало палеонтологических и археологических памятников. В селе Синодское – величественный памятник политруку Клочкову и музей в честь знаменитого земляка. Село Подгорное знаменито храмом начала 19 века с сохранившимися фресками. Терешка интересна и своим устьем – настоящим царством цапель. Терешка очень интересна орнитологам – в одной из экспедиций мы зафиксировали около 40 видов птиц!. Часть похода проходит по Волге (до Чардыма), что придает дополнительный «шарм» путешествию.

Река ИРГИЗ – Самая крупная река Саратовского Заволжья и самая извилистая, быть может во всем мире. Сплавляться по ней можно от села Камелик до впадения в Волгу. Вода в реке практически стоит, но вода довольно чистая, что подтверждается обилием раков, которых здесь в промышленных масштабах заготавливают местные жители.

Берега реки довольно однообразны, выход на берег затруднен, пойма не более 1 км, и то далеко не всегда. Но где есть лес, там достаточно богатая флора. Самое примечательное на Иргизе – памятники истории. От гражданской войны осталась знаменитая Чапаевская дорога. А еще на Иргизе в середине 18 века по велению Екатерины Второй были основаны 5 старообрядческих монастырей с богатейшей историей. Сейчас восстановлен только один это женский Старо-Никольский монастырь на территории бывшего поселка МОПР под Пугачевом. Там восстановлен храм и уникальная звонница из 7 колоколов, на которой специально обученная монашка исполняет церковные мелодии… А у пансионата «Пугачевский», что у озера «Калач», живописные развалины одного из монастырей.

Ниже Пугачева на правом берегу Иргиза у сел Каменка и Варварино – цепь каменных карьеров, где раздолье для геологов и палеонтологов. Там же есть несколько неглубоких карстовых пещер – имейте для их исследования фонарики.

Реки КАРАМАН и САРАТОВКА – короткие реки Левобережья, впадающие в Волгу. Они удобны тем, что к ним короткие подъезды, Реки хороши для учебных походов с новичками с целью освоения элементов водного туризма и элементарных экологических наблюдений. По ним можно сплавляться до устья, а при очень тихой погоде можно пересечь Волгу и плыть до Чардыма, Реки знамениты обилием комара, но и богаты рыбой. А устье Саратовки – это место. где был заложен в 16 веке Саратов.

Возможно, будущие пытливые исследователи найдут в нашей области малоизвестные реки, которые ждут своих исследователей. Удачи вам!

ПОДГОТОВКА К РЕЧНОЙ ШКОЛЕ

Речную школу мы рассматриваем как растянутый во времени урок, проводимый в необычных условиях автономного плавания. Тут бок о бок с тобой друзья-товарищи и педагоги – такие же участники похода. Здесь круглые сутки все на виду, и урок идет фактически непрерывно.

Но любой поход-экспедиция начинается с подготовки за несколько месяцев до его начала. Важно, чтобы все будущие участники похода получили конкретные задания: один работает в библиотеке и архивах по эколого-краеведческой тематике, другой готовит с педагогами аппаратуру для научных исследований, третий «разрабатывает» продуктовую корзину, четвертый отвечает за подготовку походного снаряжения и т.д. В походе не должно быть случайных участников, не принимавших участия в подготовке. Все потенциальные участники должны знать – летом их ждут увлекательные приключения и интересная научная работа. И поэтому «сачков» и «слабаков» в поход точно не возьмут.

В подготовительный период важно, чтобы ребята получили определенный объем теоретических знаний. Здесь используются и наглядные пособия, и видеофильмы, и литературные источники. Главное – не «засушить» эти занятия. И пусть в итоге ребята почувствуют – «Как прекрасен этот мир!». Особенно важно это для городских детей, которые с природой знакомы больше по телевизору.

В подготовительный период неплохо провести с детьми два-три похода «выходного дня» с ночевками в палатках. В этих походах проводятся элементарные экологические наблюдения, ребята знакомятся с основами туристской техники. А попутно ребята проводят и ряд экологических акций – чистят родники и туристские тропы, обустраивают туристские стоянки. В общем, реализуется девиз «Союза юных экологов» «После нас чище, чем до нас!»

Обязательными условиями для участия в экспедиции являются: 

  • письменное разрешение родителей, 
  • медицинская справка о состоянии здоровья, 
  • умение плавать, 
  • назначение ответственного за жизнь и здоровье участников похода.

Когда до начала экспедиции остается совсем немного времени, никуда не деться от рутинной работы: решение транспортных проблем, финансы, тщательная упаковка продуктов и снаряжения, копирование картографического материала (желательно иметь комплект на каждом судне). комплектование ремнабора и медицинской аптечки.

На старте похода у руководителя не должно быть никаких нерешенных проблем, ибо главная задача – пройти маршрут по заранее разработанному плану и выполнить все запланированные исследования.

И, наконец, последняя проблема – формирование экипажей (это касается только байдарочных походов). Что касается руководителя, то весьма желательно, чтобы он имел опыт водного похода на уровне 2-й категории сложности. так как даже на наших равнинных реках иногда встречаются препятствия, преодоление которых требует определенного опыта.

Экипажи необходимо комплектовать так, чтобы капитаном в байдарке был участник, имеющий хотя бы минимальный опыт участия в водных походах . Крайне нежелательны чисто женские экипажи (разве что капитаном идет взрослый) – могут быть проблемы в критической ситуации. Перед началом сплава очень полезно провести мастер-класс по основам техники водного туризма – показать основные элементы управления байдаркой.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Это не догма, а руководство к действию, хотя и важный элемент экспедиции. График должен быть составлен так, чтобы группа могла пройти необходимое количество км/день, и должно остаться время на обед, завтрак и ужин, а также на проведение необходимых экологических исследований. График должен предусмотреть и время на рыбалку, прогулки по окрестностям, изучение памятников истории и природы, спортивные занятия. Должно быть запланировано не менее двух дневок. Желательно в графике движения предусмотреть дни, когда сплав идет полдня (до обеда или после), а свободное время посвятить общественно—полезной деятельности. Во время сплава целесообразен график движения из расчета 45-50 минут сплава – десять-пятнадцать минут отдых: купание, созерцание окрестностей и т.д. График должен быть гибким, учитывая, например, погодные аномалии: в сильную жару можно продлить обеденный привал, чтобы плыть не по жаре. Но всегда надо так планировать сплав, чтобы светлого времени хватило для обустройства лагеря для ночевки.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В эколого-краеведческой экспедиции участник должен уметь делать все – как работы по лагерю, так и широкий спектр исследовательских работ.

Как правило, в водной экспедиции отрабатываются следующие номинации: ботаника, гидрология, зоология, экологический мониторинг, орнитология, гидрохимия, картография (составление лоции реки), описание памятников природы и истории.

Работа в экспедиции идет малыми группами, так что все участники осваивают работу по всем номинациям под руководством опытных педагогов.

БОТАНИКИ 

  • определяют и описывают растения речной поймы. составляют гербарий, 
  • особое внимание уделяют описанию краснокнижных растений

ГИДРОЛОГИ 

  • определяют основные параметры водного объекта: скорость течения, расход, поперечный профиль температуру, 
  • оценивают влияние реки на характер берегов и русла (оползни, мели, островные новообразования. завалы и пр.),

ГИДРОБИОЛОГИ, ОРНИТОЛОГИ 

  • регистрируют встреченных позвоночных животных и следы их жизнедеятельности, 
  • описывают и определяют по специальным определителям гидробионтов, 
  • оценивают чистоту воды.

ЭКОЛОГИ И КРАЕВЕДЫ 

  • составляют экологическое описание реки и ее поймы, 
  • регистрируют внешние условия окружающей среды, 
  • описывают и паспортизируют памятники истории и культуры.

ГИДРОХИМИКИ 

  • определяют качество воды в водоеме органолептическими методами по стандартным методикам, 
  • оценивают жесткость воды и рН, берут пробы воды на анализ.

КАРТОГРАФЫ 

  • составляют подробную лоцию реки с указанием мест стоянок и эколого-краеведческих объектов, 
  • работают с навигаторами, 
  • оценивают изменение русла реки по сравнению с исходными картами рек.

ФОТОГРАФЫ И ЛЕТОПИСЦЫ

Практически у всех ребят есть свои фотоаппараты. Но в группе должен быть ответственный за съемки сюжетов, необходимых для подробного отчета об экспедиции. Фотограф работает в тесном контакте с руководителем.

Летописец создает историю похода. Желательно, чтобы это был участник с литературными способностями и здоровым чувством юмора. И тогда на заключительном постпоходном «сборе-гусятнике» группа как бы снова пройдет свой маршрут!

В идеале, в группе должны быть педагоги по всем направлениям (возможно «совмещение» специальностей). В этом случае при работе малыми группами участники получают максимальный объем знаний. Занятия проводятся, как правило, на дневках и во второй половине дня, если по графику группа идет в этот день только полдня.

Есть некоторые особенности орнитологических наблюдений. Так как любимое время у птиц – раннее утро, орнитологам надо выходить на маршрут в 4-5 часов утра, если наблюдения ведутся в прибрежной зоне. Совершенно обязательно иметь в группе несколько биноклей.